Дом-музей художника Чистякова
Профессор императорской Академии художеств Павел Петрович Чистяков вошёл в историю как основатель своей школы и учитель крупнейших мастеров живописи. В разные годы его воспитанниками были Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Серов, Врубель, Рерих и многие другие. Он безошибочно определял способности своих учеников, чувствовал их сильные и слабые стороны. Несмотря на сложность своего характера, придирчивость, суровость и насмешливость, Павел Петрович был очень популярен и уважаем как педагог.
Чистяков П.П. специализировался на портретах, а также на исторической живописи, считавшейся вершиной академической иерархии жанров. Картин он дал немного и был из тех художников, которые не торопятся. Портрет своей матери, Анны Павловны (1802-1890), он писал лет десять и кончил потому только, что, как он говорил, «Боюсь, ещё помрёт, а портрета я не окончу». Над большой картиной «Мессалина» он трудился около двадцати лет, и умер не закончив.
Мать и отец Павла Чистякова были крепостными крестьянами помещика Пошехонского и Весьегонского уездов Тверской губернии, участника сражения при Бородино, гвардии капитана Алексея Петровича Тютчева (1792-1835), рано ушедшего из жизни из-за последствий от ранений. Отец будущего художника Пётр Никитич Чистяков (1793-1868) успешно управлял имением и наградой за честный труд были вольные, которые получали все его дети при крещении.
Таким образом, Павел, родившийся в селе Пруды 23 июня (5 июля) 1832 года, стал свободным через три дня после появления на свет. Сегодня в деревне Пруды запустение, а на месте Троицкой церкви, где его крестили, стоит лишь памятный знак.
После приходской школы Павел поступил в уездное училище города Бежецка и окончил его с отличием. Затем он работал землемером. Отец Павла, взяв в долг для сына 17 с полтиной рублей, отправил его в Петербург, где в 1846 году юноша начал посещать классы Академии художеств как вольнослушатель, а через три года стал "вольноприходящим учеником". В столице он жил у родственников, ходил на занятия пешком, скудно ел и много работал, брал случайные заказы.
Можно сказать, что педагогом Павел Петрович стал даже раньше, чем художником – во время учёбы ему самому приходилось давать частные уроки рисования. На одном из таких он познакомился со своей будущей женой - Верой Егоровной Мейер. Она была на 16 лет его моложе. В 12 лет Вера написала свой автопортрет, за который была награждена серебряной медалью Общества поощрения художеств.
В 1861 году Чистяков окончил Академию с большой золотой медалью, которая дала ему возможность совершить пенсионерскую поездку в Европу. Он побывал в Германии и Франции, но жил в основном в Италии. Проведя за границей восемь лет, Чистяков вернулся в Санкт-Петербург. С собой он привёз четыре картины, за которые получил в 1870 году звание академика.
Вера и Павел все эти годы состояли в переписке и поженились уже после его возвращения в 1871 году. Вера Егоровна училась в Академии художеств, стала художницей, но посвятила себя мужу, дому и детям – Анне (1872-1930), Вере (1874-1928) и Всеволоду (1879-1929), которые продолжили дело родителей.
В 1876 году Чистяков приобрёл земельный участок в Царском Селе у дочерей художника Н.А. Лаврова (1820-1875) и за два года на нём выстроили двухэтажную усадьбу из дерева по проекту архитектора Александра Христофоровича Кольба (нем. Alexander Wilhelm Kolb; 1819-1878) при деятельном участии заказчика. Декоративная резьба, украшающая дом, как и идея создания двухсветной мастерской художника на втором этаже, а также двух флюгеров в виде петушков - реализованная задумка Павла Петровича.
Благодаря энергии и энтузиазму Веры Егоровны в 1907-1913 годах царскосельская дача Чистяковых подверглась реконструкции. Дом был утеплён, в нём появились печи, на фасадах была заменена и выкрашена обшивка, появились балконы, новая лестница и пристройка. На участке были выстроены здание служб, ледник, сарай для дров и флигель для семьи сына Всеволода. К моменту выхода Павла Петровича в отставку из Академии дача была полностью подготовлена к тому, чтобы жить на ней круглый год.
Писательница и художница Ольга Форш (урожд. Комарова, 1873-1961), друг семьи Чистяковых, рассказывала о том, что людей её учитель «жалел бесконечно. Всегда жили в доме не только бесчисленные тверские родственники, но и совсем чужие случайные подростки». Хозяйство под чутким руководством Веры Егоровны вела сестра художника – Аграфена Петровна, или, как её называли баба Ду. Компанию ей составляла ещё одна сестра – Юлия Петровна.
Семья Чистяковых была очень музыкальной. Павел Петрович исполнял народные песни, любовь к которым досталась ему от матери. Часто устраивались домашние концерты, в которых принимала участие старшая дочь Анна, обладавшая прекрасным голосом. Сын Всеволод учился пению и выступал на профессиональном уровне, участвовал в благотворительных концертах. А младшая дочь Вера играла на рояле.
Чистяков любовно называл свой загородный дом "Замок Черномора". В 1914 году он вышел в отставку, но был всё ещё бодр, принимал учеников. По дому сновали многочисленные внуки, по вечерам собирались гости. Революция принесла с собой голод и болезни. Семья продала портрет матери художника, но вырученных денег хватило ненадолго.
В 1918 году умерла жена Чистякова, Вера Егоровна, год спустя не стало и самого художника. Павел Петрович скончался в своём доме 11 ноября 1919-го. Похоронен художник на местном Казанском кладбище, совсем рядом находится могила друга семьи О.Д. Форш. Как вспомнила моя мама, во время похорон писательницы в 1961 году, наконец, заасфальтировали дорогу, ведущую к кладбищу.
Хранить наследие родительского дома осталась дочь Вера Павловна Чистякова, а после её кончины в 1928 году за царскосельской дачей "присматривал" кружок памяти Чистякова и Варвара Баруздина - племянница и ученица художника. Считается, что она лучше всего восприняла уроки своего знаменитого дяди.
Племянница Варвара Матвеевна была убита в 1941 году гитлеровцами, когда не пускала их в дом художника. Её похоронили в саду, оставив запись о том, что могила - под кустом сирени, который затем не нашли, ведь участок много раз перепланировывали. По словам сотрудников, они ходили искать могилу со специальными приборами, но так и не обнаружили. Зато нашли несколько старинных вещей, которые теперь можно увидеть в экспозиции: подковы, керамические предметы, среди которых особенно полюбилась фигура ослика.
Дом Чистякова во время войны уцелел практически чудом. Здесь на участке было ещё два строения. В один попала бомба, а другой чуть позже разобрали на дрова. Многое из подлинной обстановки дома было утрачено после смерти художника. С уходом из жизни его близких родственников тут поселились посторонние люди, коммунальные перегородки за полвека нарушили историческую планировку, которую начали восстанавливать лишь в 80-х годах прошлого века, когда дом был взят под охрану государства.
Только 26 апреля 1987 года после длительной реставрации и восстановления оригинального интерьера дача Чистякова П.П. превратилась в мемориальный музей и была открыта для посетителей. Её облик воспроизведён на период наивысшего своего расцвета - на 1913 год. Историкам удалось собрать подлинники живописи, предметы быта, архивные документы. В сентябре 2009 года был завершён ещё один ремонт.
От сада до сих пор осталась историческая липовая аллея, а сам дом привлекает режиссёров. Здесь, на его веранде, снимались сцены на даче Лебедева в фильме "Идиот" (2003), где в кадр попадает памятная табличка на доме-музее.
Адрес: Пушкин, Московское шоссе, 23
Больше фото: https://vk.com/album-50104557_278575507
___________
#Чистяков #Пушкин #Тютчев #ЦарскоеСело #художник #Тверь #Петербург